Эта статья будет полезна
■ владельцам объектов коммерческой недвижимости
■ владельцам стоянок
■ инвесторам
■ управляющим
■ главным инженерам
и другим заинтересованным лицам, участвующим в выборе подрядчика для автоматизации парковки.
Мы расскажем то, о чем не говорят производители. Простыми словами и без прикрас.
Причины срыва сроков, выхода за рамки бюджета и проблем при эксплуатации на реальных примерах.
В конечном итоге Вы будете знать ответы на следующие вопросы:
■ Какие пункты должны быть в сравнительной таблице?
■ Что не указывают в коммерческом?
■ Как не «раздуть» сроки и бюджет?
■ Факторы риска.
■ Юридически безопасная спецификация.
■ Как и к чему «привязывать» договор?
■ Правильная приемка проекта.
■ Как обезопасить себя от «качания денег» после подписания договора?
Поехали!
9 из 10 потенциальных клиентов занимаются вопросом автоматизации парковки впервые, именно поэтому глубокого, детального понимания, что из себя представляет конкретный производитель, нет.
Сравнение проводится по 3 параметрам:
а. базовый функционал, гарантийный срок
б. цена
в. дизайн оборудования/внешний вид
Как итог:
«собирается» сводная табличка для рассмотрения руководством.
Это в корне неверный подход!
За стандартной сводной таблицей Вы не увидите реальных гарантий и возможных рисков.
Мы проанализировали 100 объектов и выявили 7 основных «подводных камней»,
по причине которых проекты автоматизации парковок:
а. не были запущены в срок
б. вышли за рамки бюджета
в. имели проблемы при эксплуатации, сроком исправления ошибок
г. были заморожены с расторжением договора
Все это приводит к потере времени и дополнительным финансовым затратам, которые изначально не предусматривались, а иногда и потере должности (Главный инженер ТРК «РИО» и главный инженер
АО «Московский шелк» были уволены после срыва сроков поставки оборудования.).
С данными проблемами сталкиваются не только маленькие компании, но и корпоративные управляющие компании с мировым именем, крупными тендерными и юридическими отделами.
Вам может показаться, что эти вещи - само собой разумеющиеся, есть договор в конце концов.
К сожалению, не все так просто.
Ниже мы покажем Вам на конкретных примерах, к чему приводит недостаточное внимание к каждому
из этих пунктов.
Почему важно точное техническое задание и встреча на объекте?
В 9 из 10 случаев владелец объекта делегирует задачу по написанию технического задания, сбору данных и переговорам, инженерному составу, управляющему персоналу или тендерному отделу, но главный вопрос и видение владельца «Для чего нужна автоматизация?» не озвучивается.
Что происходит на практике?
Видение владельца и человека, на которого возложили задачу, может кардинально отличаться. Начинается сбор предложений, подбор состава оборудования, разработка предпроектного
расположения оборудования, длительные переговоры, согласование юридических аспектов, согласование договора. Спустя 1-3 месяца на ключевой встрече с владельцем, перед подписанием договора, выясняется, что подобранное решение далеко от «картины в голове» владельца и выполняет
не те задачи (или тем образом).
В итоге:
1-3 месяца совместной работы «утекли» впустую. Теперь нужно «в режиме аврала» перерабатывать весь проект автоматизации, запустить парковку в срок не получится по объективным причинам.
Пример:
БЦ «PORT PLAZA», г. Москва.
Система установлена, этап пуско-наладки был пройден успешно, но на приемке владелец прямо заявил
о том, что это совершенно не тот результат, о котором он думал. Алгоритм контроля доступа на территорию, который был в «голове» владельца, не был реализован. Система была заменена в 2019 году.
Так же как и в предыдущем примере, техническое задание, составленное главным инженером, не соответствовало видению владельца.
Организовывайте встречу подрядчика с владельцем (или руководителем, который ставит задачу по автоматизации парковки) для точного понимания задач и видения проекта.
Следующая история покажет важность детальной проверки спецификации оборудования в договоре, так как за 2017-2018 годы, мы столкнулись с рядом объектов, оказавшихся в следующей ситуации.
Пример:
Бизнес Парк «Текстиль Град», г. Иваново
Заказчик решает автоматизировать парковку, собирает коммерческие предложения, выбирает производителя с более выгодной ценой при тех же функциях. Логично? Логично!
Заключается договор, оборудование устанавливается на объект.
С момента монтажа проходит около 2 месяцев, система не запускается…
Заказчик ищет компанию, которая будет способна запустить систему стороннего производителя. Мы приезжаем на объект для аудита, открываем стойки, а по факту перед нами не модули въезда-выезда, а металлические «пустые ящики».
Как это произошло?
Контракт по автоматизации был разбит на 3 этапа: поставка оборудования-оплата, монтаж-оплата, пуско-наладка-оплата. В коммерческом предложении и договоре стойки въезда-выезда
были просто, как «Стойка въезда» и «Стойка выезда» без детального описания комплектации. Юридически производитель выполнил поставку и установку в полной мере. Стойка = Стойка. Все
честно… только не работает. Производитель получил деньги за оборудование и монтаж, и благополучно вышел из проекта, а заказчик дополнительно заплатил «львиную долю» от стоимости контракта стороннему подрядчику на закупку «внутренностей» (исполнительных узлов) и «переделку» системы.
1. Тщательно проверяйте спецификацию оборудования в коммерческом предложении и договоре. Обязательно требуйте спецификацию с описательной частью комплектации.
2. Обязательно в договоре прописывайте пункт о том, что приемка оборудования и работ осуществляется только после выполнения всех работ по договору и ввода оборудования в
эксплуатацию.
Почему важен корректный договор и привязка к техническому заданию?
Зачастую производители, чтобы «взять объект» более низкой ценой, делают неполный подбор оборудования, указывают в договоре только основной состав. А после подписания и получения авансовых платежей ставят заказчика перед фактом о необходимости заключения дополнительного соглашения к договору на поставку и установку дополнительного оборудования, без которого система
работать в принципе не может.
Пример 1:
Бизнес Центр «Икс», г. Москва (Название скрыто по просьбе управляющего)
Заказчик подписал договор на поставку оборудования, перечислил авансовый платеж, спустя месяц, когда оборудование должно прибыть на объект, производитель сообщает о необходимости докупить доп. оборудование на сумму 84 тысячи рублей (средняя стоимость состава доп. оборудования порядка 150.000 рублей).
Пример 2:
Бизнес Центр «Фактория», г. Москва
Заказчику установлена парковочная система, но система видеораспознавания номеров авто не установлена. Опять же, по причине того, что видеокамеры и программное обеспечение для
распознавания – это дополнительное оборудование, которое из хитрости «выкатывают допником», а не в рамках основного договора. В итоге, клиенту пришлось «выложить» дополнительно порядка 300 тысяч рублей.
Заказчику ничего не остается делать, кроме как выполнить условия производителя, ведь спецификация к договору подписана, а необходимых частей в ней нет. Заказчики не могут об этом знать, они ведь не специалисты в области автоматизации парковок. Они доверяют «профессионалам» или профессионалам (кому как повезет).
Вывод:
На этапе выбора подрядчика из коммерческих предложений (в которых зачастую указывают только основное оборудование) создают сводную таблицу, выбирают лучших по цене, а в ходе реализации «всплывают допники» и увеличивается бюджет.
Чтобы не выйти за рамки бюджета, в договоре необходимо делать привязку цены договора к техническому заданию и дополнительный пункт о том, что подрядчик за свой счет делает допоставку необходимого доп. оборудования для реализации проекта строго по техническому заданию, даже если это не прописано в спецификации.
Срок поставки оборудования прописан в договоре, но на практике неоднократно нарушается (деньги вы оплатили сейчас, а оборудование привезут с задержкой от месяца до 3-х, а были случаи задержки на 9 месяцев – ТРК «РИО»). Не секрет, что многие российские производители производят оборудование в
Китае, а собирают в России, из-за азиатских поставщиков и, банально, нашей таможни нарушаются сроки. Конечно, можно подать в суд. Для собственной безопасности производители делают юридический трюк, незаметный со стороны. Делается один договор на поставку оборудования, а второй - на работы. По
договору поставки Вы не можете вменить упущенную выгоду, а лишь крошечный процент за срыв срока поставки.
Корпуса стоек въезда-выезда и кассовых терминалов азиатского производства изготавливаются из более тонкого материала с некачественным лакокрасочным покрытием. Это приводит к тому, что внешний вид оборудования портится уже через год. (Фото прилагаются)
1. Проверяйте, где реально производится оборудование, а не только проходит этап сборки.
2. Не заключайте отдельные договора на поставку и установку оборудования. Создавайте единый контракт с указанием конечной даты ввода в эксплуатацию объекта. У Вас будет возможность вменить упущенную выгоду в случае срыва сроков. Для понимания сумм упущенной выгоды – это около 1 миллиона рублей (при условии просрочки на месяц) . Ваши юристы подскажут, как это правильно оформить.
Вам продали оборудование.
Но кто его будет устанавливать?
Собственная строительно-монтажная бригада – это редкость.
Производители заключают подряды со сторонними компаниями. Хорошие бригады, как правило, расписаны на квартал вперед, и тут «русская рулетка» повезет ли вам со строительно-монтажной
бригадой. От качества проектной документации и строительно-монтажных
работ на 50% зависит работоспособность парковочной системы. При неправильной технологии выполнения строительно-монтажных работ происходит отказ работы оборудования.
Самый простой, но при этом, часто встречающийся пример:
При неправильной укладке индукционных петель сбивается алгоритм проезда ТС, в результате чего, клиенты не могут получить карту (или система не принимает карты на выезде).
Некачественно выполненное
асфальто-бетонное покрытие в проездах.
1. Кабель уложен в гофре
на небольшой глубине
в проезде – это недопустимо.
2. В проездах необходимо
использовать металлические трубы
для укладки кабельных линий.
Нарушение технологии
сборки острова безопасности
и заливки бетона.
Выбирайте подрядчика, имеющего собственную строительно-монтажную бригаду. Запросите фото выполненных строительно-монтажных работ (островки безопасности, качество укладки кабельных линий и др.)
Производители периодически выводят на рынок новые модели парковочных систем. Казалось бы, что в этом такого? Наоборот хорошо! Новая система, новые возможности. Но в реальности новые системы проходят «обкатку» и доработку только на «живом» объекте заказчика. Это влечет за собой постоянные ошибки и коллапсы. Установить новую систему на своем объекте - сделать свой объект «полигоном для испытаний», и это важно понимать.
Пример:
Перехватывающая парковка «Котельники»
Незадолго до реализации проекта производитель «Икс» (название скрыто из соображений этики) с целью улучшения своей парковочной системы «переводит» программное обеспечение на базу ОС LINUX.
Из-за «необкатанного» программного обеспечения Заказчик сталкивается в со следующей проблемой.
Кассовый терминал не принимает купюры иного номинала, чем нужная сумма для оплаты, т.е., если Вы должны оплатить 150 рублей, а хотите оплатить купюрой номиналом 200 или 1000 рублей, кассовый терминал не примет у Вас ее и не даст сдачу соответственно.
Проблема была решена только в течение квартала.
Как поступают порядочные производители?
Они предлагают установить систему со скидкой 50%.
Заранее предупреждают, что система будет проходить стадию
отладки в течение 1-2 лет и нужно быть готовым к ошибкам.
Выбирайте систему (именно систему, а не бренд), которая эксплуатируется более 3 лет.
Это достаточный срок для отладки оборудования и программного обеспечения.
Выбирая парковочную систему, Вы должны понимать, что через какой-то срок возможно потребуется доработка программного обеспечения. Этот процесс может оказаться болезненным.
Пример:
ТК «Дорогомиловский», г. Москва
Заказчик обратился к производителю с просьбой доработки программного обеспечения для удобства пользования. Производитель за каждую доработку запросил немалые деньги при длительных сроках.
Фактически, это монополия. Заказчику некуда деться, а непорядочные производители безжалостно «доят за каждый чих». 8 из 10 производителей поступают именно так. Такова данность, ведь это их приличная статья дохода. Стоимость даже небольшой доработки начинается от 80000 рублей.
Мы знаем только двух производителей, которые лояльно относятся
к доработкам ПО и не «задирают» цены.
Заранее предусмотреть необходимую доработку ПО невозможно, но, тем не менее, нужно обратиться к производителю с запросом примеров доработки ПО, сроков и цен.
В ходе работы системы могут «вылетать» разного рода «баги», это нормально, особенно в первый месяц.
Главный вопрос: Как быстро это устранить? Легко написать в коммерческом предложении «у нас тех. поддержка 24/7», но, что конкретно под этим подразумевается?
Как это происходит на практике?
Вы обнаружили ошибку/баг, звоните в техническую поддержку, а вам отвечают: «Ваша заявка принята и отправлена программистам». Сроки исправления затягиваются от нескольких
дней до нескольких месяцев. Не у всех есть свои штатные программисты. На аутсорсе – да, но это аутсорс.
Аутсорс – это низкий уровень контроля и сроков.
Пример: задачи от 6-7 декабря на 14 декабря еще в работе.
Выбирайте подрядчика со штатными программистами.
Самые скандальные и грустные истории встречаются на этом пункте. Они редкие, но самые печальные. Из-за большой кредиторской нагрузки и/или рекламаций, компании меняют свое юридическое лицо
(как правило, раз в 2-3 года). Добиться исполнения обязательств, выплаты штрафных санкций, возврата
денег не представляется возможным.
Проверяйте подрядчика на благонадежность юридического лица. В парковочном бизнесе срок действия юр. лица желателен более 5 лет.
Вы можете скачать эту статью в формате PDF
Скачать
Перейти на главную страницу
Перейти
Предоставление клиенту скидки на парковку при покупке
Что такое
автоматизация
парковки
Скоро здесь будет
новая статья
Все статьи и новости
Роспарк
ООО "СР Эксперт"
ИНН 5040100635
ОГРН 1105040005124
КПП 504001001
Техническое обслуживание
Проектный отдел
+7 (499) 321-20-40
RAV@SREXPERT.SU
Офис
Москва,
ул. Народного ополчения,
д.38к3, офис 117
"POCPARK" является товарным знаком ООО "СР Эксперт". ООО "СР Эксперт", 2010-2022 г. Все права защищены.